1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. 2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. 3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение. 4 Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток. 5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. 6 Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. 7 Язык глупого — гибель для него, и уста его — сеть для души его. 8 [Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.] 9 Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева. 10 Нерадивый в работе своей — брат расточителю. 11 Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен. 12 Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. 13 Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. 14 Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему. 15 Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух — кто может подкрепить его? 16 Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. 17 Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. 18 Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследует его. 19 Жребий прекращает споры и решает между сильными. 20 Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам за́мка. 21 От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. 22 Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. 23 Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив.] 24 С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. 25 Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.
1 Примхлива людина схильна до свавілля і кепкує з усього розумного.
2 Нерозумний не має задоволення від навчання, і прагне показати лише власну дотепність.
3 Услід за нечестивим вчинком приходить зневага, а з ганебним – сором.
4 Слова людських уст, як глибокі води, а джерело мудрості, як вируючий потік.
5 Несправедливо зважати на особу нечестивого й промовчати , коли той фальсифікує справу невинуватого в суді.
6 Уста нерозумного доводять до сварки, а його слова викликають побої.
7 Уста нерозсудливого – це його погибель, а його слова – пастка для власної душі.
8 Слова наклепника, як ласощі, які проникають у нутрощі утроби того, хто слухає.
9 Хто недбало ставиться до своєї праці, той брат марнотратника.
10 Ім’я Господа – міцна фортеця, – утече до неї праведник і безпечний .
11 Маєток багатого – місто-фортеця, і в його уяві воно оточене високим муром.
12 Перед падінням підноситься серце людини, тоді як славі передує покірність.
13 Хто дає відповідь, не вислухавши, той нерозумний і обов’язково осоромиться.
14 Дух людини підтримує її у хворобі, але хто підтримає її підупалий дух?
15 Серце розумного здобуває знання, і вуха мудрих шукають науку.
16 Дарунок готує людині простір, і приводить її в коло можновладців.
17 Хто першим викладає свою справу, той здається правим, але приходить його суперник і поправляє його.
18 Жереб кладе край суперечці, – вирішує справи можновладців.
19 Розлючений брат неприступніший за укріплене місто, а чвари, – наче засуви замку.
20 Від плоду уст людини наповнюється її нутро , – результатом власної мови вона насичується.
21 Смерть і життя у владі язика, – ті, котрі його люблять (нестримані ), споживатимуть його плоди (результати ).
22 Хто знайшов добру жінку, знайшов благо, і отримав милість від Господа.
23 Убогий розмовляє благально, багатий же відповідає зухвало.
24 Бувають друзі, що провадять до загибелі, але може бути друг, який прихильніший, ніж брат.